Ежедневно
с 09 00 - до 18 00
Заказы с сайта
КРУГЛОСУТОЧНО!
Ежедневно
АКЦИИ!
Самовывоз
в центре Москвы
Оригинальные
100% товары
Гарантия
Лучшей цены

Нагрудный знак "Ударнику ухтинцу"

4 апреля 1936 г Президиум ЦИК СССР учредил нагрудный знак "Ударнику-ухтинцу", которым отмечался стахановский труд при освоении северных территорий республики Коми. На значке отражен комплексный характер освоения: изображены паровоз, нефтяная вышка, шахтный копер и шахтерская лампочка. Не нашло отражение лишь участие заключенных в освоении северных территорий, например, в виде колючей проволоки, хотя именно рабским трудом ЗК была построена железная дорога, пройдены угольные шахты и нефтяные скважины, построен сам город Ухта. 
Одними из первых почетным знаком "Ударнику-ухтинцу" были награждены буровой мастер Косолапкин И.И. и доктор геолого-минералогических наук Тихонович Н.Н. Ухта была основана геологоразведочной экспедицией ОГПУ и называлась вначале пос. Чибью. О нефтяных источника в районе Ухты было известно еще в XVII веке. В 1920 -21 г.г. здесь существовал кустарный нефтепромысел. В соответствии с планом ГОЭЛРО в Коми автономную область в 20-е годы были направлены крупные экспедиции изыскателей, положившие начало планомерным геологическим поискам и разведке полезных ископаемых в бассейне р. Печоры и других районах обширного северного края. Председатель Совнаркома В.И.Ленин в 20 году писал члену президиума ВСНХ Ломову в Архангельск:" Постарайтесь разыскать или поручите разыскать печатные материалы и отчеты о нефтеносном районе р. Ухты в музее общества изучения северного края и в управлении госудимуществами". Одновременно изучались возможности организации лесопильного производства и налаживания лесного экспорта, развития нефтедобычи в районе Ухты, строительства железнодорожной магистрали Котлас-Ухта. 
 
Нагрудный знак
 
В середине апреля 1929 г. на коллегии ОГПУ слушалось дело по формированию Ухтинской экспедиции ОГПУ. Формирование экспедиции было значительно упрощено. С намеченными в состав экспедиции геологами и нефтяниками проводилась предварительная беседа, и, если они отказывались от участия в экспедиции, то им предъявлялась обвинение по соответствующей статье, и они попадали на Ухту уже в качестве заключенных. В состав экспедиции были также включены приговоренные к расcтрелу по "шахтинскому делу" за "за развал топливной промышленности" известные геологи угольщики и нефтяники : Тихонович Н.Н., Полевой П.И., Стрижов И.Н., Леднев Н.М., Максимович Ю.К., Войновский-Кригер К.Г. "Вышку" им заменили на десять лет ИТЛ с припиской к области Коми. Согласно приказу N 337 ОГПУ от 19 июля 1930 г. "Ввиду важности работ, производимых Ухтинской экспедицией, коллегия ОГПУ постановила включить ее в самостоятельную единицу, подчиненную непосредственно ГУЛАГу". 9 июля 1929 г. геологоразведочная экспедиция ОГПУ (начальник экспедиции капитан Сидоров С.Ф.) отплыла из Архангельска на ледокольном пароходе "Умба", который пересек Печорское море и вошел в устье р.Печоры. Вверх по Печоре экспедиция поднималась на речном теплоходе"Советская республика" до пристани Щельяюр, а оттуда вверх по рекам Ижме и Ухте тянули лодки на лямках. 126 членов экспедиции были разделены на 6 дивизионов. 
 
21 августа дивизионы прибыли в устье р.Чибью. Начальник экспедиции обратился к ним с краткой речью:" Мы прибыли сюда, чтобы произвести разведку земных недр на нефть, газ и уголь. Мы все советские люди, и нас послала партия". Установка ОГПУ была более простой: "Если не дадите через год нефти - всех расстреляем". В конце 1929 г. Ухтинская экспедиция Северных лагерей особого назначения насчитывала 484 заключенных и 29 охранников, из которых 22 были бесконвойными ЗК. После первых неудачно пробуренных скважин главный геолог экспедиции застрелился, а инженеру Липовскому зек-буровик отрубил голову топором. И только пятая скважина, заложенная Тихоновичем Н.Н. и пробуренная бакинским бурмастером Косолапкиным И.И. дала нефть в октябре 1930 г. Так было открыто Чибьюсское месторождение легкой нефти. 
 
В 1931 году геологоразведочная экспедиция была преобразована в Ухтпечлаг. Задачи исправительно-трудового лагеря были значительно увеличены.По постановлению Совета Труда и Обороны от 16 ноября 1932 г. заключенные должны были наряду с разведкой и эксплуатацией полезных ископаемых Печорского края строить железные и грунтовые дороги, жилье, коммунальные и культурные объекты, улучшать водные пути с постройкой причалов, верфей и судоремонтных заводов, создавать совхозы и подсобные хозяйства. В поселке были организованы два нефтяных промысла, асфальтитовый рудник, ремонтно-механический завод. В 1932 г. было открыто Ярегское месторождение тяжелой нефти. На Средней Печоре был организован угольный рудник Еджыд-Кырта, и летом 1933 года пароход "Свердлов" доставил в Архангельск первую партию печорского угля. В июне 1935 г. на р. Ижме был открыт природный газ. В 1936 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о строительстве железнодорожной магистрали, которая была закончена в 1940 г. 
 
http://bpkomi.uhta24.ru/foto/foto.php?id=18543

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика