Нагрудный значок “Ударнику Сталинского призыва”, самая массовая награда советских железнодорожников, был учрежден Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 23.04.1934 г. Своим появлением в наградной ведомственной системе и названием Знак обязан “инициативе снизу”, которая исходила от железнодорожников Пролетарского завода Ленинграда – коммунистов первого ленинского призыва.
В сжатые сроки инициатива железнодорожников была поддержана руководством наркомата и знак был учрежден Постановлением ЦИК СССР.
Описание значка содержалось в Приказе народного комиссара путей сообщения СССР от 29.04.1934 г. “О значке “Ударнику Сталинского призыва” на железнодорожном транспорте” за подписью наркома А.А.Андреева и начальника Политического управления НКПС В. И. Полонского.
Ниже приводится текст первоначального Положения о значке “Ударнику Сталинского призыва”.
“1. Значок ударника Сталинского призыва выдается лучшему ударнику железнодорожного транспорта, являющемуся образцом в проведении железной сознательной дисциплины, выполняющему и перевыполняющему свои производственные задания по количественным и качественным показателям, организующему отстающих на достижение высокой производительности труда, овладевшему техникой своего дела и передающему свой опыт другим, активно участвующему в общественно-политической жизни.
2. Значок ударника Сталинского призыва выдается Политуправлением НКПС через ЦК Союза железнодорожников, политотделы дорог и дорпрофсожи (т.е. дорожные комитеты профсоюза работников железнодорожного транспорта – прим.авт.) по особому представлению райполитотделов, райпрофсожей (т.е. районных комитетов профессионального союза рабочих железнодорожного транспорта – прим.авт.), парторгов железнодорожного транспорта и начальников соответствующих хозорганов, а также территориальных партийных и советских организаций, с обязательным обсуждением кандидатур на собраниях рабочих и служащих.
3. Железнодорожники, получившие значок ударника Сталинского призыва, пользуются первоочередностью во всех правах и льготах ударника на железнодорожном транспорте.
4. Политуправление НКПС и ЦК Союза железнодорожников, через политотделы дорог и дорпрофсожи, по представлению райполитотделов, парторгов, местных партийных и профессиональных организаций и соответствующих хозорганов, лишают значка ударника Сталинского призыва за систематическое невыполнение своих производственных заданий, нарушение трудовой дисциплины и антиобщественные поступки.
Вопрос о лишении значка ударника Сталинского призыва должен быть обсужден на собрании рабочих и служащих”.
Первые награждения значком состоялись в начале июля 1934 г.
Изначально награждение знаком осуществлялось исключительно руководителем НКПС СССР, в 1943г. эти полномочия получили также начальники железных дорог, а в 1949 г. – заместители министра путей сообщения и начальников округов.

Дизайн Знака был разработан художниками В.О.Эльским (1890-1948) и Е.И.Зоном.
Значок “Ударнику Сталинского призыва” выполнен в форме шестигранной гайки, из которой, как из тоннеля, стилизованного под серп, выезжает паровоз “Иосиф Сталин”. В нижней части горизонтально расположен молот. Над паровозом находится пятиконечная звезда, покрытая красной эмалью. Гайка наложена на три красных знамени, на переднем из которых расположено золотистое слово “Ударнику”, выполненное прописными буквами. В левой и верхней частях гайки полукругом расположена надпись черным цветом “Сталинского призыва”, также прописными буквами.
Первые 79,396 значков имели номера, нанесенные на реверс. По мере того, как производство и награждения приобрели массовый характер, нумерация была прекращена.
Известно пять основных типов разновидностей Знака в зависимости от периода их производства:
- составной значок размером 31,5х31,5 мм из трех элементов, соединенных при помощи клепок (флаги, гайка со звездой, паровоз). Всего изготовлено около 55,000 номерных значков этого типа.
• составной значок размером 31,5-32х34-34,5 мм из двух элементов (флаги, паровоз с гайкой). В общей сложности произведено около 20,000 номерных значков.
• цельноштампованный номерной значок размером 31х33 мм с плоским реверсом и контррельефным паровозом. Таких значков было выпущено около 3,000 штук.
• цельноштампованный неномерной значок размером 31,4х33,2 мм с плоским реверсом и контррельефным паровозом.
• цельноштампованный неномерной знак с контррельефным реверсом.
Известны десятки разновидностей значков “Ударнику Сталинского призыва”, отличающихся покрытием (никелированные и цвета желтого металла), типом реверса и незначительными деталями аверса.
Основная масса Знаков производилась из латуни, хотя известны единичные экземпляры, выпущенные из меди. Значок крепился при помощи припаянного к реверсу нарезного штифта и круглой гайки. Для лучшего прилегания номерные значки раннего выпуска оснащались подкладной шайбой.
Награждение значком “Ударнику Сталинского призыва” осуществлялось на основании соответствующего Приказа. Вместе со значком вручалось удостоверение установленного образца в твердой обложке красного или красно-коричневого цвета, либо временный документ, индивидуальный для каждого местного железнодорожного управления. В случае утери оригинального документа награжденному вручался дубликат постоянного или временного удостоверения с соответствующей пометкой. Зачастую лица, награжденные Знаком, удостаивались статей в ведомственных изданиях и благодарственных писем.
Известны случаи многократного награждения значком и одновременного ношения двух и даже трех Знаков.
Первоначально значок “Ударнику Сталинского призыва” являлся весьма престижной ведомственной наградой, однако впоследствии награждения приобрели массовый характер и, как следствие, его ценность и качество исполнения неизбежно девальвировались.
Вручение Знака было прекращено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09.1957 г. В период с 1934 г. по 1957 г. было вручено около 500,000 значков.