Ежедневно
с 09 00 - до 18 00
Заказы с сайта
КРУГЛОСУТОЧНО!
Ежедневно
АКЦИИ!
Самовывоз
в центре Москвы
Оригинальные
100% товары
Гарантия
Лучшей цены

Значок “Юный моряк ОСОАВИАХИМ”

Вовлечение молодежи допризывного возраста в различные военно-прикладные вида спорта являлось одной из главных задач советской общественно-политической оборонной организации

– Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) в предвоенные годы. Немаловажное значение уделялось подготовке будущих кадров для крепнувшего год от года Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) из числа пионеров и школьников, причем не только мальчиков, но и девочек. Единые требования к уровню политической, физической и практической подготовки молодежи были одобрены решением Центрального совета (ЦС) ОСОАВИАХИМа 28.02.1939 г., который утвердил список норм для получения двух новых нагрудных значков этой организации – “Юный моряк” и “Моряк”. Уже через месяц, 04.04.1939 г. эти нормативы были одобрены руководством Политического управления РККФ, которое функционировало на правах военно-морского отдела ЦК ВКП(б), а в июне 1940 г. было преобразовано в Главное управление политической пропаганды (ГУПП) ВМФ.    
 
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 1802-742/С от 27.09.1940 г. подготовка военнообязанных запаса флота с 1941 г. снималась с ОСОАВИАХИМа и передавалась Народному комиссариату Военно-Морского Флота СССР. Использовавшиеся плавсредства (шлюпки, катера), плакаты, книги по массовой работе флота, штурманское имущество, учебные мины, торпеды и бинокли были оставлены для советов ОСОАВИАХИМа. В соответствии с распоряжением ГУПП ВМФ СССР № 32943/С от 09.12.1940 г. на организации ОСОАВИАХИМа, в числе прочего, возлагались задачи проведения массовой военно-морской работы, подготовка значкистов “Юный моряк” и “Моряк”, ведение военно-морской пропаганды среди молодежи и всего населения, культивирование и развитие водного спорта, проведение массовых соревнований на воде.
 
Значок “Юный моряк” выполнен в форме колеса судового штурвала с пятью рукоятями в нижней его половине. В нижней части колеса полукругом расположена надпись “ОСОАВИАХИМ СССР”, выполненная прописными буквами и залитая синей эмалью. На верхнюю часть колеса наложена красная эмалированная лента со складками по краям. На ее середину наложено изображение якоря, на центр веретена которого, в свою очередь, наложена красная эмалированная пятиконечная звездочка. На ленте расположена надпись, выполненная прописными буквами: “Юный моряк”. Внутреннее пространство штурвального колеса покрыто голубой эмалью, а в центре находится стилизованное изображение гребно-парусной шлюпки, парус которой покрыт белой эмалью.
 
Известны две основные разновидности значка, отличающиеся формой якоря: у первой за границу ленты выступает лишь рым (кольцо), а у второй – рым и шток вверху и остроконечная пятка внизу.
 
Реверс значка – контррельефный, в центре припаян винт длинной около 6 мм. Значок крепился к одежде при помощи винта и круглой гайки, на которой был нанесен штамп производителя – “Московское” (сверху) “Т-во художников” (снизу). Известны случаи самостоятельной переделки значка под горизонтальное булавочное крепление.
 
Значок размером 17х17 мм изготавливался из стали и покрывался горячей эмалью четырех цветов – красной, белой, голубой и синей.
 
Интересно, что изображение значка, использованное в заставке вышеупомянутого фильма “Юные моряки”, несколько отличалось от серийных экземпляров. Так, в кинокартине надпись “Юный моряк” была заключена в кавычки, изображение шлюпки было более реалистичным, море отделялось от неба линией горизонта, на водной глади присутствовали волны.
 
Общее количество выпущенных значков оценивается примерно в 40,000 штук – относительно немного, особенно по сравнению с другими более массовыми знаками ОСОАВИАХИМа. При этом стоит учитывать, что далеко не все сдавшие соответствующие нормы получили сам значок.
 
Значок “Юный моряк ОСОАВИАХИМ”
 
Значок “Юный моряк” вручался вместе с удостоверением, в котором указывались его номер, дата выдачи, фамилия, имя и отчество награжденного, а также номер полученного значка. Интересно, что на самих значках – ни на реверсе, ни на гайке – этот номер не присутствует. По всей видимости, речь идет о порядковом номере значка, выданного конкретным территориальным подразделением ОСОАВИАХИМа. Удостоверение заверялось подписями председателя районного совета Общества и председателя Комиссии содействия, а затем скреплялось печатью ОСОАВИАХИМа.
 
Значок “Юный моряк ОСОАВИАХИМ”
 
Преемником описанной награды стал одноименный значок, учрежденный Президиумом Центрального комитета (ЦК) Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) 27.04.1955 г. Значок с булавочным креплением изготавливался из латуни и покрывался горячей эмалью. Через двенадцать лет, 24.10.1967 г. ЦК ДОСААФ изменил Положение о значке, разделив его на две степени и расширив критерии получения награды. Как и в случае со многими значками, учрежденными в 60-х гг., “Юный моряк” утерял былую внешнюю привлекательность и стал изготавливаться из алюминия с покрытием краской
 
Значок “Юный моряк ОСОАВИАХИМ”
 
Подробная информация о значке изложена в брошюре “Юный моряк. Программа подготовки на значок “Юный моряк” (Редиздат ЦС Осоавиахима СССР. Москва, 1939). Брошюра была сдана в производство ровно через месяц после учреждения норм – 28.03.1939 г., а подписана к печати 29.04.1939 г. 
 
Выдержки из первоисточника:
 
“Цель. Подготовка на значок “Юный моряк” рассчитана на молодежь – пионеров и школьников – и имеет целью подготовить советских патриотов, будущих храбрых моряков, борцов за дело Ленина-Сталина, готовых беззаветно защищать свое социалистическое отечество.
 
Нормы. Значок “Юный моряк” может получить каждый пионер и школьник, сдавший следующие нормы:
 
1) знать и уметь указать на карте морские и речные границы, моря, главные реки и каналы СССР;
 
2) перечислить основные классы военных кораблей, рассказать об их назначении и вооружении;
 
3) знать сущность устройства морского компаса и иметь понятие, как корабли находят правильный путь у берегов и в открытом море;
 
4) уметь передавать и принимать семафором не менее 30 знаков в минуту;
 
5) знать устройство морской шлюпки и ее парусного вооружения; уметь грести на шлюпке; знать и уметь выполнять военно-морские команды на шлюпке под веслами;
 
6) уметь быстро и правильно вязать наиболее употребительные морские узлы;
 
7) уметь (произвольным стилем) проплыть 50 метров;
 
8) изготовить модель (или макет) шлюпки, яхты или военного корабля;
 
9) проделать под руководством инструктора однодневный шлюпочный поход.
 
Значок “Юный моряк ОСОАВИАХИМ”
 
Порядок подготовки на значок. Подготовка на значок производится в кружках “Юный моряк”, в пионерских организациях – в лагерях, дворцах и домах пионеров, детских клубах, парках, на детских технических станциях и т.д.
 
Основной метод работы кружков – практика:
 
а) гребля и плавание;
 
б) практика сигнализации по семафору;
 
в) военизированный водный спорт (соревнования, короткие шлюпочные походы, учения);
 
г) работа в морском уголке (собирание, монтаж портретов, рисунков и других материалов по истории РКВМФ, морской технике и т.д.), изготовление силами кружковцев схем, учебных плакатов, чертежей, карт морских и речных путей, экспедиций, походов; изготовление моделей и макетов кораблей, предметов вооружения, маяков, вех, буев, бакенов, перевальных и створных столбов и т.д.; изготовление модели морского компаса, доски такелажных работ; постройка модели сигнальной мачты, клотиковой лампы, ключа; изготовление семафорных флагов и т.д.
 
Теоретические сведения даются преимущественно в форме пояснений во время практической работы.
 
По вопросам истории и строительства Красного флота в кружках организуются беседы. Примерные темы бесед: “Революционное движение в царском флоте” (броненосец “Потемкин”, крейсер “Очаков”), “Красные моряки в Октябре, в эпоху гражданской войны и интервенции” (крейсер “Аврора”, “Ледовый поход”, моряки на фронтах), “Комсомол – шеф Красного Военно-Морского флота”, “У мощного Советского Союза должен быть соответствующий его интересам, достойный нашего великого дела морской и океанский флот”.
 
Ориентировочный расчет времени на отработку отдельных норм: Границы и водные пути СССР – 4 часа; Военный корабль – 4 часа; Морской компас и понятие о кораблевождении – 6 часов; Семафор – 14 часов; Шлюпка – 16 часов; Морские узлы – 4 часа; Плавание – 10 часов; Моделестроение – 12 часов; Шлюпочный поход – 10 часов. Всего – 80 часов.
 
Порядок сдачи норм и получение значка. Для наблюдения за подготовкой значкистов и оказания помощи в деле развития массовой военно-морской работы при районных (городских) советах Осоавиахима организуются постоянные Комиссии содействия массовой военно-морской работе с участием лучших активистов Осоавиахима и представителей организаций, включившихся в оборонную морскую работу. 
 
Приемка норм на значок производится инструкторами (общественными или штатными), уполномоченными принимать нормы под руководством соответствующей районной (городской) Комиссии содействия.
 
Каждый сдающий нормы получает на руки карточку (форма, приложение № 1), в которую инструктор и заносит результаты сдачи. Конечные результаты сдачи утверждаются Комиссией содействия, после чего карточка служит основанием для получения из районного (городского) совета Осоавиахима значка и удостоверения значкиста (форма, приложение № 2).
 
Военно-морские отряды “Юных моряков”. Значкисты “Юный моряк” в целях закрепления и повышения приобретенных военно-морских знаний объединяются в военно-морские отряды “Юных моряков” при тех же организациях, при которых проводилась подготовка на значок (пионерлагерях, дворцах и домах пионеров, детских технических станциях и др.).
 
Содержание работы отрядов:
 
а) военно-морская практика (учения, походы и пр.);
 
б) практика наблюдения и связи;
 
в) изучение морских специальностей: сигнальщика, рулевого, моториста и пр.;
 
г) занятия военизированным водным спортом (тренировки, испытания, соревнования).
 
Основной учебной единицей отряда является шлюпка (катер); две шлюпки (два катера) образуют звено; два-три звена – отряд.
 
Каждая шлюпка может иметь несколько смен (команд) гребцов, лучшая из которых называется первой, следующая за нею – второй и т.д.
 
Для изучения специальностей отряды выделяют из своего состава учебные группы: сигнальщиков, рулевых, мотористов и пр.
 
Командный состав отрядов комплектуется из числа общественных инструкторов массовой военно-морской работы.
 
Командир и политрук отряда находятся в непосредственном подчинении у руководства организации, при которой состоит отряд”.
 
 
 Внимание: материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы от авторов или издателей.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика